“Илецкая Защита” на фестивале гончарного искусства в Акбулаке

Что может быть интереснее общения с творческим человеком? Правильно, общение с десятком таких людей одновременно. Такой шанс представился гостям межмуниципального фестиваля гончарного искусства и художественной керамики «Поющая глина»,  прошедшего в Акбулаке.

В парке Победы посёлка Акбулак с раннего утра звучали трели глиняных соловьёв. Разукрашенные улыбками и румянцем мастера гончарного искусства встречали гостей праздника своими шедеврами и увлекательными мастер-классами. А те, в свою очередь не только наслаждались эстетикой изделий керамистов, но и присматривали для себя подарки и сувениры на память.

          В этот день акбулакчане радушно встречали гостей из Оренбурга, Матвеевского, Октябрьского районов и Мартукского района Республики Казахстан. Присутствовала на празднике и делегация из Соль-Илецка во главе с руководителем муниципального образования Владимиром Дубровиным.

          Окрестности Акбулака богаты разными глинами: нужен саман или кирпич – в дело пойдёт жёлтая, горшок – полезна будет красная, коли стены вздумалось белить – заготовить нужно белую глину. Ну, а если игрушку на забаву вылепить – пригодится серо-серебристая, которая поблескивает волшебным сиянием.

        Истоки Акбулакского гончарства восходят к тому времени, когда в начале XX века, на целинные земли, стали стекаться переселенцы, принося с собою свой уклад жизни, свою культуру, свой быт.  Ремесленники, среди которых были гончары, нашли здесь свой промысел. Посуды нужно было много, поэтому гончарное дело на берегах речки Акбулачки процветало.

Много лет прошло и совсем, казалось бы, забыли гончарное дело, если бы не глиняные игрушки и свистульки, дошедшие до нас  от первых мастериц-игрушечниц. Они-то и положили начало традиции лепить в Акбулаке керамическую игрушку – сувенир.

Фигурки зверей и птиц, девушки в национальных костюмах, персонажи из русских сказок – чего только нет на столах здешних умельцев. Мастера уверяют, что не ограничиваются чем-то одним, давая волю фантазии, превращают комочки глины каждый раз во что-то новое. Но всегда сказочное и реальное одновременно. Акбулакский район многонационален, отсюда в коллекции мастеров глиняные куклы в разных национальных нарядах, олицетворяющих единство народов на нашей земле: очаровательная казахская Жас кыз, милая немецкая фройлен, обаятельная татарская Яш кыз, яркая украинская дивчина, прекрасная русская красна – девица.

Вот «Оренбургская казачка» – хранительница домашнего очага, символизирующая женственность и верность. А здесь глиняная кукла «Барыня», поражающая яркостью красок, удивительным орнаментом и ощущением полноты настоящей русской души.

            И всё же, есть у акбулакских мастеров любимый глиняный персонаж – коза, прославляющая Оренбургский пуховой платок. У местной умелицы Пелагеи Благовесновой козочки получаются особенно реалистично. Во многом благодаря ей акбулакский бренд – глиняную игрушку знают не только в Оренбуржье, но и за его пределами. Пелагея Ивановна одна из первых стала возрождать гончарное ремесло в Акбулаке, было это в далёком 1985 году. А в 1986 она организовала клуб народного творчества «Родник», который действует до сих пор. Сначала в нём было пять человек, теперь больше тридцати. Сюда приходят люди, для которых творческое и интеллектуальное развитие – это стиль жизни. Участники клуба рисуют, шьют, вяжут и конечно лепят из глины. На месте неутомимые мастерицы не сидят, со своими изделиями ездят по городам и весям, были в Чебоксарах, в Славянске, в Москве, во Владимире.  

Сегодня на её творческом столе изобилие глиняных игрушек. По словам Пелагеи Ивановны, браться за глину нужно только в хорошем настроении, тогда и результат оправдает ожидания. Глядя на работы мастерицы, думается, жизнерадостность и оптимизм её никогда не покидают.

Красочные глиняные игрушки привлекают не только взгляд, но и слух. В этом гостей праздника убедили местные умельцы.

– При изготовлении отверстия для воздуха в свистульке, нужно получить как можно более чёткую кромку в сечении и исключить в выходном отверстии засоры (кусочки глины). Чем ровнее кромка, тем легче создаётся разряжение воздуха, а значит – звук свистульки будет звонче, – объясняет почти научным языком участникам мастер-класса умелица «Акбулакского Дома Ремёсел», подтверждая свои слова действиями.

Звучание игрушки зависит не только от технологии, но и от качества материала. Прежде чем приступить к лепке, глину очищают, размешивают в воде, жидкость сливают, просеивает, подсушивают на гипсовых плитах, месят, словно тесто и формируют готовые брикеты.

После – самая интересная часть процесса – создание игрушки. Но конечный результат будет гораздо позже. Главное, по словам мастеров, правильно высушить изделие: сначала на солнышке, потом в печи при температуре 900 градусов. В зависимости от размера на сушку уходит от трёх дней до недели.

Особая технология создания изделий из глины у молодых мастеров. Одна из них – Татьяна Вахитова. Студия керамики «Оранжевое солнце», в которой занимается Татьяна Сергеевна, существует с 2017 года.  Здесь проводят занятия с детьми и взрослыми как по классическому направлению гончарного искусства, так и экспериментальному – с применением глазури и реактивов различных качеств и свойств.

Кроме изделий из глины на фестивале были представлены работы мастеров выполненные из различных материалов – газетной бумаги, дерева, тканей. Работники соль-илецких учреждений культуры провели интересные мастер-классы «Ароматная соль» и «Изготовление куколок оберегов». Одним словом, всего не перечесть!