По станции Илецк 1 возобновляется движение поездов из Казахстана с остановкой на железнодорожном вокзале в Соль-Илецке

С 12 декабря в новом расписании появится два поезда сообщением «Уральск– Астана» и «Уральск ­–Алма-Ата», которые будут ходить практически ежедневно.

Выходят на прежний уровень

Международный поезд «Бишкек – Самара» прибыл по расписанию в 9.40 утра по алма-атинскому времени. С местным разница в один час. Но станция и вокзал в Соль-Илецке живут в другом часовом измерении, потому что участок железной дороги, на котором они находятся, особенный. Он проходит по оренбургской земле, но является частью стальной магистрали Казахстана.

– Станция Илецк 1 узловая, с большим транзитным потоком и с международным пограничным пунктом пропуска, поэтому здесь выполняются те же действия, что и на внешней границе, – комментирует начальник вокзала Сергей Пахомов.

На стене в его кабинете висят портреты двух президентов – России и Казахстана, а в кассовом зале расписание поездов  в двух вариантах, – по часам соседних республик.

Сергей Геннадьевич – железнодорожник со стажем. Много лет работал дежурным по станции, последние шесть – начальник вокзала. В Казахстане тоже бывать приходилось, и по работе, и когда учился в Актюбинском филиале железнодорожного института. Для поездок всегда выбирает  железнодорожный транспорт.

– Да пандемии поездов было больше, сейчас казахстанского формирования  пока проходят по территории России на участке от ст. Яйсан до ст. Чингирлау без остановок, но уже с 12 декабря будет  новое расписание, в нём добавятся два казахстанских поезда сообщением «Уральск – Астана» и «Уральск ­–Алма-Ата», раньше у нас только  местных пассажиров по этому направлению было больше пятидесяти, – рассказывает Сергей Пахомов.

Но уехать в Казахстан и приехать оттуда возможность была и в сложные годы пандемии. И сейчас поезда ходят по определённым дням как киргизского, так и узбекского формирования. Люди едут на них,  в том числе и из Актюбинска.

Дежурная по вокзалу Аккеже Успанова и начальник вокзала Сергей Пахомов

По законам сотрудничества и дружбы

… Пока пассажиры не могут покинуть вагоны,  поезд «берут» в пограничный контроль. Граница обязывает… «Воротами в Азию» станция Илецк 1стала в конце 60-х годов. История началась с 1900 года.

Тогда правительством России было принято решение о строительстве железной дороги от Оренбурга до Ташкента. Оренбургско – Ташкентская дорога давала прямой выход в Среднюю Азию. Текстильная промышленность России нуждалась в хлопке,  в рынке сбыта. В то же время магистраль носила и стратегический характер.

Линия длиною в 1762 версты (1 верста равнялась 2 км 130 м) тянулась от Оренбурга на Илецк, Актюбинск, Казалинск, Чимкент, Ташкент. Дорога была разделена на 2 участка: Северный – от Оренбурга –  974 версты и Южный – от Ташкента – 788 вёрст. Строительство первого участка, в состав которого входила станция Илецк1, началось в 1901 году и закончилось уже через три года. Таким образом, станция Илецк1 с 1904 года  стала существовать как промежуточная на Оренбургской железной  дороге. Узловой она становится в1937-м  году. А с 1958-го, когда начала действовать Казахстанская железная дорога, станция Илецк1 вошла в её состав.

Перрон вокзала до сих пор хранит историю прошлых лет. И к ней здесь бережно относятся. Вот и памятник вождю пролетариата Владимиру Ильичу Ленину, который встречает приезжающих пассажиров, постоянно ремонтируется и обновляется. Это  отголосок времени, когда Россия и Казахстан были единым государством и из истории этого не выбросить. И сегодня  железнодорожники делают одно общее дело – обеспечивают безопасность движения транспорта на вверенной территории.

– То обстоятельство, что дорога  принадлежит соседнему государству, никак не сказывается  на работе, уже много лет нам удаётся успешно трудиться и жить по законам сотрудничества и дружбы, – подчёркивает Сергей Пахомов.

Со всей ответственностью

Казахстанскую дорогу илецкие железнодорожники обслуживают на участке протяженностью 157 километров от разъезда Кос – Арал  до разъезда Уютный. Действует два предприятия. Илецкий железнодорожный участок обеспечивает необходимую инфраструктуру – связь, электроэнергию, отвечает за состояние пути, а филиал  ТОО  «КТЖ – Грузовые перевозки» – «Илецк» организовывает обработку, формирование  и пропуск поездов, приём грузов  отправителям, среди которых и местные предприятия. Но первыми на перрон встречать поезд выходят пограничники.

Наряды  приступили к осмотру локомотива и вагонов внутри и снаружи.

 – Проверяют,  не провозятся ли в укромных местах запрещённые вещества – взрывчатка, оружие,  наркотики – объясняет  их действия Сергей Пахомов.

Он рассказывает, что бывает всякое, однажды в межпотолочном пространстве вагона силовики обнаружили 11 иранцев, которые таким образом ехали из Средней Азии и пытались незаконно пересечь границу,  потому что законный въезд был им запрещён.

Другая группа пограничников работает с пассажирами, в том числе ведётся паспортный контроль.

На посту  и железнодорожники.  Вагонники оценивают техническое состояние  поезда уже по его ходу.

–  Это позволяет обнаружить греющиеся буксы, выбоины, выщербины на колёсах, заклинивания колёсных пар. После остановки поезда такие неисправности могут быть не замечены, – рассказывает старший смены Асхат Гаязов.

По прибытию на станцию бригада осмотрщиков-ремонтников продолжает свою работу, обстукивая ходовую часть и по мере возможности устраняя выявленные недостатки.

 – Если при ударе молотком по колесу,  раздаётся звонкий пронзительный звук,  то, значит,  оно исправно и вагон может следовать дальше, – вводит в курс дела осмотрщик-ремонтник вагонов Базарбай Кутаев.

Поезд стоит на станции уже больше часа. Из первых вагонов начинают выходить люди.

– Значит, всё в порядке, проверка успешно завершилась, – говорит начальник вокзала.

На перспективу

А на очереди был уже грузовой состав.  За десять месяцев текущего года  по станции Илецк I принято  и отправлено несколько тысяч грузовых поездов.  Директор филиала ТОО  «КТЖ – Грузовые перевозки» – «Илецк»Дауд Ниязбаев отмечает и стабильность грузопотока из Китая в страны Евросоюза, который обеспечивается скоростными контейнерными поездами.

– С целью уве­личить пропускную способность участка, приняты решения по ускорению пропуска прямых грузовых и контейнерных поездов, в том числе организован безостановочный пропуск составов по станции Илецк1. Про­водится важная работа и на ближайшую перспективу. В этом направлении она стро­ится совместно с ОАО «РЖД», которое при­няло специальную программу по увеличению к 2024 году объёма контейнерных перевозок в четыре раза, – говорит руководитель.

АО «НК «Кахахстан темир жолы»» также разработан план мероприятий, направленных на ускорение доставки грузов скоростными контейнерны­ми поездами в направлении Китай – Европа – Китай.

– По нашей станции планируется ре­конструкция путевого хозяйства, строитель­ство парка для приёма удлинённых поездов. Вопрос решается на уровне правительств России и Казахстана. Необходимый пакет документов подготовлен и отправлен в соот­ветствующие ведомства, – добавляет Дауд Жаришович. – Нам реализация данного проекта позво­лит увеличить пропускную способность стан­ции и объём контейнерных перевозок ещё на 20 процентов, сократит срок доставки. К при­меру, если морским путём он составляет 45 суток, то сегодня, благодаря железным доро­гам России и Казахстана, время сокращено до двух недель.

В рамках этой работы также требуется реконструкция пункта пропуска через госу­дарственную границу РФ в части изменения пределов и пропускной способности.

– Мы уже обратились с этим вопросом к губернатору Оренбургской области Денису Паслеру. Со стороны региональной власти есть пони­мание ситуации и проявлен интерес ещё и в связи с тем, что прорабатывается проект по созданию особой экономической зоны в Соль-Илецке. Это даст увели­чение объёмов перевозок, рост товаро­оборота между товаропроизводителями России, Казахстана и Китая. Кроме того, будут созданы новые рабочие места, что в нынешних непростых условиях тоже очень важно, – подчёркивает Дауд Ниязбаев.

Совершенствуется работа и самих железнодорожных предприятий, в практику  внедряется новое современное оборудование. В этом направлении государства тоже работают совместно. Недавно  представителями компании ОАО «Радиоавионика» из города Санкт-Петербурга и Казахстанской железной дороги был испытан  в «полевых» условиях дефектоскопический комплекс «Мобильная диагностическая лаборатория (МДЛ) с ультразвуковой колёсной искательной системой». Данное   оборудование было разработано специально для компании «Казахстан темир жолы» и позволяет выявлять дефекты рейс железнодорожной колеи. А это значит, что железные дороги, связывающие дружеские  страны, будут ещё более надёжными.

Фото: Сергея Быстрова