Как снять с кадастрового учета объекты, прекратившие существование? Сообщает пресс-служба Управления Росреестра по Оренбургской области.
В Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержится информация о тысячах объектах недвижимости. При этом некоторые из них не подлежат восстановлению или вовсе перестали существовать – например, были снесены или сгорели. Такие объекты необходимо снимать с государственного кадастрового учета, а также прекращать на них право собственности, если оно было ранее зарегистрировано.
Это необходимо, чтобы не платить налог на имущество и поставить на учет и зарегистрировать вновь образованный объект (если, к примеру, вы построили новый дом на месте снесенного).
Чтобы снять с кадастрового учета объекты недвижимости, необходимо представить в орган регистрации прав следующие документы:
– заявление о снятии с учета объекта недвижимости (как правило, его составляет сотрудник МФЦ при приеме документов);
ВАЖНО! Если на такой объект зарегистрировано право собственности, то заявление подается одновременно и на снятие с кадастрового учета, и на регистрацию прекращения права собственности. Если у объекта несколько собственников, то заявление подается всеми правообладателями. Также с заявлением может обратиться представитель правообладателя на основании нотариально удостоверенной доверенности.
– правоустанавливающий документ на объект недвижимости, который вы снимаете с кадастрового учета (если права на объект не были зарегистрированы в ЕГРН);
– акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (составляется кадастровым инженером по итогам осмотра места нахождения объекта недвижимости, подтверждает, что уничтожена часть здания, в котором было расположено помещение, или же все здание целиком);
– судебное решение (если объект снимается с учета по решению суда);
– документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя.
Правообладатели часто сталкиваются с проблемой отсутствия документов, на основании которых осуществляется снос зданий, а также подтверждается завершение такого сноса. Это связано с тем, что объекты могли прекратить существование задолго до подготовки акта обследования. То есть, к примеру, дом вы снесли несколько лет назад, не делая акт обследования, а снять его с учета решили только сейчас.
В настоящее время процедура снятия с учета объектов, прекративших существование, упрощена. Приказ Росреестра, устранивший административные барьеры, содержит перечень документов в акте обследования, которые предоставляются в орган регистрации прав исключительно при их наличии. В нём – решение собственника о сносе объекта недвижимости; уведомление о завершении сноса объекта для органов местного самоуправления; решение органа исполнительной власти субъекта или муниципального образования о признании объекта аварийным и подлежащим сносу; решение об изъятии земельного участка и находящихся на нем объектов для государственных или муниципальных нужд; решение о комплексном развитии территории, на которой был расположен объект и другие.
Подготовленный для снятия объекта с кадастрового учета пакет документов можно представить в бумажном виде при личном визите в МФЦ; в электронном виде (при наличии сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи) через личный кабинет на официальном сайте Росреестра; дистанционно, заказав выездное обслуживание с помощью онлайн-сервиса Федеральной кадастровой палаты Росреестра («Выездное обслуживание»). При этом государственная пошлина не взимается.