Соль-Илецкому детскому дому исполнилось 65 лет. Все эти годы детский дом выполнял важную задачу – создавал все условия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, для счастливого детства, которого по разным причинам они лишились в родной семье.
Учатся дружить
В детском доме пропускной режим, а значит, постороннему человеку сюда не попасть. Тихо. Дети на учёбе в школе № 4 и в лицее. Первоклашки, а также пятые-девятые классы учатся в первую смену. Вторые, третьи и четвёртые классы занимаются во второй половине дня.
– Дети дружат. Конечно, не обходится и без проблем – классы большие, дети разные, но всё решаемо, мы в постоянном контакте с руководством образовательных учреждений и классными руководителями, – рассказывает заместитель директора Соль-Илецкого детского дома Айнагуль Жумагалеева.
Реорганизация школы-интерната произошла в 2003 году. В это время дети перешли учиться в массовые школы, прежде процесс обучения проходил в учебном корпусе детского дома. Главный плюс этого нововведения – социализация. Ребята учатся общаться, дружить со сверстниками. Сейчас воспитанники детского дома любят приглашать на собственные концерты своих педагогов и одноклассников.
– Года два-три мы вместе с нашими детьми организуем новогоднее представление для учителей школ, – делится АйнагульЖумагалеева. – Вот и сегодня они участвуют в празднике «Танцы осени» в лицее.
Танцевать и петь воспитанники детского дома очень любят. Педагоги Елена Корепанова и Фёдор Сафиулин умеют увлечь их этими видами искусства.
Сейчас в Соль-Илецком детском доме воспитывается 56 детей в возрасте от 4 до 17 лет. В этом году восемь ребят выпустились, окончив 9 класс, поступили в колледжи и техникумы Оренбургской области. В основном, они выбирают рабочие профессии. Выпускница детского дома Валентина Колчина в этом году поступила в Московскую академию следственного комитета РФ, до этого окончив педагогический колледж города Бузулука.
Из-за особой опеки улететь из родного гнезда ребятам непросто. Но жить нужно дальше –получать профессию, работать, создавать свои собственные семьи.
Мечта – спортзал
В детском доме ребята развиваются всесторонне. После уроков поют, танцуют, шьют, занимаются прикладным творчеством. С удовольствием посещают спортивные занятия по хоккею, футболу, волейболу, теннису, шахматам. Тренируют их педагоги Бекбулат Жумагалеев, Александр Яровенко, Ильдар Тукташев, Шамиль Чибинев.
Педагоги говорят, когда воспитанники только поступают в детский дом, у них нет явного желания заниматься по интересам, но потом они, что называется, «заражаются» увлечениями от других ребят.
– Сейчас у нас активны мальчики из четвёртого класса – танцуют, поют, в хоккей играют, занимаются футболом в Физкультурно-оздоровительном комплексе «Юность» под руководством Сагинтая Газизовича Естенова. Кстати, в прошлом году в составе городской команды наши дети заняли первое место в окружном турнире по футболу, – рассказывают воспитатели.
Спортивных успехов у детского дома немало. В мае этого года ребята 2014 года рождения вместе с воспитанниками Оренбургского дома детства приняли участие в XXII Международном турнире по футболу среди команд детских центров и школ-интернатов. Наши спортсмены заняли пятое место среди 12 команд.
Каждый год юные спортсмены участвуют в благотворительном футбольном турнире памяти Юрия Шатунова в Оренбурге, организованном для детских домов и спортшкол. Для них эти встречи важны, поскольку эта Юрий тоже выходец из детского дома.
Обзавестись собственным большим спортивным залом, где бы проходили тренировки, спортивные дружеские встречи, – мечта Соль-Илецкого детского дома.
На протяжении пяти лет наш детский дом становится лучшим в областном турслёте между интернатными учреждениями. В этом году он проходил на базе лагеря «Зарница» в Дубках. Команду готовит воспитатель Бекбулат Жумагалеев. В прошлом году на спонсорские средства закупили специальное оборудование для занятий туризмом. Спортивный инвентарь здесь добротный, стопроцентная оснащённость лыжами и коньками. Бекбулат Омарович серьёзно готовит ребят трёх возрастных групп игре по хоккею с шайбой, достойно выступая на соревнованиях.
По профессии швея
Детский дом имеет лицензию на организацию профессионального образования. Девятиклассники в течение года обучаются швейному делу, которое ведёт Ирина Антропова, сдают по нему экзамены и получают специальный сертификат, дающий возможность работать швеёй. Этим дело с удовольствием занимаются как девочки, так и мальчики, причём у последних иногда получается даже лучше. Сейчас они готовятся к областному конкурсу «Храбрый портняжка», который пройдёт в Оренбурге в декабре. Наш детский дом представят Игорь Бондин и Диана Мячина. Диана участвует в номинации «Золотой напёрсток» в четвёртый раз, и всегда занимает призовые места, а Игорь едет впервые как участник номинации «Моделирование».
«Тепло детских сердец»
Несколько лет команда Соль-Илецкого детского дома участвует в фестивале «Тепло детских сердец» среди интернатных учреждений. Соревнуются в спорте, краеведении, художественной самодеятельности, прикладном искусстве.
– Мы рекордсмены по победам в фестивале. Его переходящий кубок хранится только у нас: он остаётся навсегда, если команда в течение трёх лет подряд занимает первое место. Организаторы фестиваля издали книгу, в которой отражены и победы наших ребят, – рассказывают педагоги.
Слова песни, которую исполнила Соль-Илецкая команда в своём первом выступлении на сцене фестиваля, легли в основу его гимна. Их сочинила завуч Соль-Илецкого детского дома, первый руководитель команды Татьяна Печурина, которая, к сожалению, уже ушла из жизни.
Со своим проектом
Ребята из Соль-Илецкого детского дома в течение пяти лет участвуют в проекте «Благопредприниматель», вместе со специалистами они дорабатывают свои социальные проекты, подготовленные дома, затем презентуют их и получают поддержку на реализацию в виде гранта. Один из проектов – «Клякса» (подготовил Григорий Бабаян под руководством Бекбулата Жумагалеева). Этот проект заработал грант в размере 50 тысяч рублей. На них приобрели всё для художественного кружка – краски, кисти, холсты. Другие проекты – «Соляная лампа», «Детская площадка», «Сувенирная продукция» под руководством инструктора по труду Кирилла Богинского. За проект «Сувенирная продукция» скоро поступят грантовые средства, на планируют приобрести лазерный принтер, который позволит наносить рисунок на поверхность сувениров. Кстати, один такой сувенир с гравировкой по дереву, изображавшей берег солёных озёр, подарили на память нашей редакции.
Патриотов нужно воспитать
Особое место в детском доме уделяют патриотическому воспитанию, работает тематический образовательный блок. Одна из его тем – Великая Отечественная война. В течение учебного года педагоги рассказывают о разных её моментах и событиях.
Среди выпускников есть те, кто сейчас участвует в специальной военной операции. Несколько ребят погибли, выполняя воинский долг – Анатолий Тимофеев, Евгений Константинов, Иван Наследов, Денис Воронин. Один из действующих бойцов СВО, танкист, выпускник детского дома Кирилл в своём видеообращении от отметил: именно благодаря патриотическому воспитанию он, как и другие ребята-воспитанники, сейчас защищает свою Родину от нацизма.
Про традиции и уют
В этом году впервые ребята выехали в лагерь с иностранным уклоном под Ульяновском, на берег реки Волги. Кроме того все воспитанники, не считая дошкольников, побывали на море – отдохнули, оздоровились.
– Стараемся создать детям домашний уют. Оборудовали социальную гостиную – с большим столом, электроплитой, духовкой. Здесь дети учатся готовить, накрывать на стол, принимать гостей, – рассказывает воспитатель Юлия Бояркина.
У ребят и воспитателей есть хорошая традиция – накрывыть большой и вкусный стол на праздники. В Новый год они готовят праздничный домашний ужин с традиционными салатами «Оливье» и «Селёдкой под шубой», мандаринами, сладостями, горячими блюдами. Готовят курицу в духовке, лепят манты.
На базе каждой группы организовали мини-гостиные с обеденным столом, кухонным гарнитуром, мультиваркой, где можно испечь пирог и всем вместе выпить чай, отметить день рождения – с сюрпризами, угощениями, поздравлениями и подарками.
Сейчас ребята ждут заливки катка. Это их любимая традиция. Одна из воспитанниц-младшеклассниц идёт прямо по пятам Айнагуль Бахтыгареевны с вопросом: «Когда же зальют каток, я хочу научиться кататься на коньках?». И слышит ответ, который тут же успокаивает неугомонную девочку: «Обязательно научишься. Зальём, как только морозы окрепнут».
В детском доме не только занимают детей, но и приучают их к порядку, бережному отношению к вещам, прививают бытовые навыки, – всё как дома, в семье.
Здесь прекрасная материальная база, которая даёт возможность жить с комфортом, увлекаться любимым делом. Одним словом, дать настоящее детство.
Пройдёмся по светлым этажам учреждения – просторные комнаты, оборудованные игровые площадки, уголки и мастерские для творчества, действующие библиотека, кабинеты логопеда, психолога, социального педагога, медицинского работника, мастера по ремонту обуви, помещение для выдачи новой одежды, столовая, современные санузлы и душевые. Есть даже свой музейный уголок, где особое место отведено выпускникам.
В семью
Обо всём, что происходит в Соль-Илецком детском доме, – добром, нужном – в одном газетном материале не рассказать. Но мы не можем не задать ещё один важный вопрос – уходят ли дети в приёмные семьи? За эти годы сто детей нашли любящие семьи, тридцать два ребёнка вернулись в кровные семьи. Прежде чем принять ребёнка в семью, необходимо пройти школу приёмных родителей, которая действует на базе детского дома. Для начала организовывают гостевой режим для будущих приёмных родителей и детей, где они могут узнать друг друга ближе и понять, что это именно то, чего хотят обе стороны.
Как правило, приёмные родители – жители не нашего округа. Бывали случаи, когда в семью забирали нескольких детей, родных братьев и сестёр. Усыновляют и удочеряют детей разного возраста. Воспитатели припоминают случай, когда ребёнок рос несколько лет в приёмной семье, а потом его вернули. «Хорошо, если возвращают в родной детский дом, а если нет? Это ещё одна большая травма для ребёнка на всю жизнь, это недоверие к взрослому, окружающему миру. Поэтому, прежде чем принять ребёнка в свою семью, этот шаг необходимо серьёзно обдумать», – уверены воспитатели Соль-Илецкого детского дома.
Директор Соль-Илецкого детского дома Ольга Пальчик отмечает, что благодаря педагогическим работникам в этом году много детей обрели семьи. Этим летом 12 детей ушли в опекунские, кровные семьи. На прошлой неделе ребёнка взяли на усыновление.
– Наш детский дом – это слаженный коллектив, где важен каждый – педагоги, заместители директора, бухгалтеры, повара, водители, уборщицы, электрики, дворники, прачка, швея. Случайных людей здесь нет. От каждого работающего взрослого в детском доме зависят чистота, тепло, уют, питание. Ежедневно у нас работают медсёстры Наталья Фёдоровна Попова и Елена Григорьевна Мичурина. Они следят за здоровьем детей – обследуют, возят на консультации к специалистам нашей и областной больниц, сопровождают при оперативном лечении. Они знают свою работу от и до. Работать здесь непросто, и наши сотрудники все большие молодцы, огромное им спасибо. Мы движемся к своей мечте – чтобы каждый ребёнок обрёл семью, – отметила директор Ольга Владимировна.
Фото из архива Соль-Илецкого детского дома
С 2016 года Государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» города Соль-Илецка возглавляет Ольга Пальчик. В коллективе трудится 21 педагог: девять из них имеют высшую квалификационную категорию, двенадцать – с первой категорией. Педагогический коллектив реализует программу социального воспитания «Становление».
Из истории
Летопись Соль-Илецкого детского дома уходит в 1943 год, когда в Соль-Илецк были эвакуированы дети – сироты из блокадного Ленинграда. Рождение детского дома связано со школой-интернатом, которая была построена на государственные средства по специальному проекту в 1959 году. Торжественно она открылась в1962 году в связи с введением в эксплуатацию жилого корпуса, где уютно разместились дети, проживавшие до этого времени на третьем этаже школы. В школе-интернате жили и учились дети-сироты, а также дети из многодетных, малообеспеченных семей, из дальних сёл, где не было школ. Осенью 1978 года школа-интернат приобретает официальный статус школы-интерната для детей-сирот и детей, лишённых попечения родителей. В 1992 году нововведение коснулось создания разновозрастных групп. В августе 2003 года школа – интернат реорганизована в детский дом. Со дня основания образовательной организацией в разные годы руководили Владимир Бойко, Анатолий Горецкий, Виктор Нехорошков, Ираида Лобанова, Павел Кравцов, Раиса Вершинина, Прасковья Быкова, Геннадий Ипполитов, Михаил Скок, Валерий Крепс, Рафаэл Антон, Владимир Пелипенко, Сергей Жидовинов, Владимир Неценко, Андрей Тишин.
Узнать больше о жизни детского дома можно на сайте: https://sh-int-detskij-dom-solileck-r56.gosweb.gosuslugi.ru/