Создание филиалов зарубежных IT-компаний станет необходимостью

В Госдуму РФ внесен законопроект, регламентирующий деятельность иностранных ИТ-компаний в российской юрисдикции. Теперь владельцы соцсетей и сайтов, суточная аудитория которых составляет более 500 тысяч российских пользователей, должны будут создать в России филиалы, открыть представительства или учредить российские юридические лица. Официальные представительства должны будут в полном объеме представлять интересы головных компаний.

Нарушение требования об открытии филиалов может повлечь за собой запрет на распространение рекламы как об интернет-ресурсе, так и на нем самом, запрет на проведение платежей в адрес такого ресурса, а также запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных.

Пока действия зарубежных IT-компаний на российском рынке непрозрачны, а их взаимодействие с российскими регуляторами затрудняется отсутствием диалога с администрацией онлайн-платформ. Например, Twitter проигнорировал тысячи запросов Роскомнадзора и вышел на контакт с ведомством только после введения регуляторных мер – таких, как замедление трафика.

Важным аспектом является обеспечение цифровых прав россиян – сейчас гражданам сложно защитить их в российском суде в случае нарушения, в том числе, блокировки аккаунтов. Создание иностранными IT-компаниями российских юридических лиц позволит решить эту проблему.

– Юридический вакуум, образовавшийся вследствие резкого роста мировых IT-компаний и глобализации, создал неопределенность в индустрии, которую многие международные компании используют как конкурентное преимущество или как способ налоговой оптимизации, – считает Андрей Крюков, руководитель консалтинговой компании «Кавикс». – Накапливая и используя данные о пользователях в маркетинговых целях, продавая обезличенные данные рекламодателям, иностранные IT-компании фактически оказывают услуги на территории РФ. Соответственно, они должны быть резидентами, платить налоги и подчиняться российскому законодательству.

Собеседник также отметил, что многие мировые IT-компании уже имеют юридические представительства на территории России и являются налоговыми резидентами, а также полноценно участвуют в построении правовых отношений с пользователями и регулятором. Так называемое «приземление» иностранных IT-компаний установит равные конкурентные возможности для всех участников рынка, а также позволит обеспечить права всех участников деловых отношений.

– Я думаю, что иностранные IT-компании также заинтересованы в построении прозрачных правовых отношений в стране присутствия. Поэтому важно пригласить представителей к обсуждению законопроекта. Чтобы получить реально работающий инструмент, необходимо вовлечь в диалог всех участников. Аналогичное регулирование уже принято во многих странах и появления этого законодательного акта в России было вопросом времени, – сказал Андрей Крюков.