Ольгу Дмитриевну Студеникину можно назвать «пионером» логопедической службы в нашем округе. С проблемами речи детей она разбирается вот уже 40 лет.
Разговорится или нет?
«Диагностирую, консультирую, рекомендую», – так определяет свой профессиональный функционал логопед Центра диагностики и консультирования «Диалог» Ольга Дмитриевна. К ней обращаются с проблемами как устной, так и письменной речи. Бывает, ребёнок выговаривает всё, и родители уверены, что у него всё хорошо, а в письменной речи проявляются дисграфическиеошибки, смешение звуков которые возникают из-за проблемы внутренней речи ребёнка.
Когда родители начинают явно замечать у ребёнка речевые проблемы?
Логопед объясняет, что несогласованная, аграмматичная речь свойственна двух-, трёхгодовалым детям. Когда ребёнок не согласует слова в предложении, путает окончания, например, «много машинов». Если это проявляется в более старшем возрасте, стоит насторожиться. Если ребёнок в три года не говорит предложение из двух-трёх слов, значит, нужно обратиться за консультацией к логопеду.
Мы часто слышим: «Ничего, разговорится, израстётся», «Вот в детский сад пойдёт и начнёт говорить». Так ли это? До 4-х лет речь и интеллект ребёнка развиваются параллельно: гениальный ребёнок может быть с плохой речью и, наоборот, ребёнок с отклонениями в умственном развитии – с хорошей речью. С 4-х лет ребёнок начинает слышать других и сравнивать с собой. Именно в это время у него возникает желание говорить правильно, красиво, и ему нужно помочь.
– Ольга Дмитриевна, бытует мнение, что исправить речевые дефекты нужно во что бы то ни стало до пяти лет, так ли это? – интересуемся мы.
– Не рекомендую ждать пяти лет. Речевые возможности связаны с интеллектом. Ребёнок говорит слов меньше, чем их знает. Понимание должно быть на порядок выше, чем говорение. Даже если ребёнок не говорит каких-то трудных слов, но он их знает, и потом, когда мы правильно «поставим» звуки, научим его правильным грамматическим формам, он легко их «выдаст». Речевая задержка может сказаться потом и на письменной речи, – предупреждает Ольга Студеникина.
Слышу и слушаю
Сначала у человека развивается фонематический слух. Ребёнок может прекрасно слышать, но не чувствовать разницы между звуками «ш-ж», «ч-щ», «л-р», «ц-ч».
– Эти звуки близки по частотам, если ребёнок не тренируется, потом вместо «течёт-течёт – не вытечет» будет говорить «чечёт-чечёт – не вычечет», также и напишет, как услышал, хотя отдельно он произносит эти звуки нормально. То есть фонематический слух подсказывает не тот звук. Это переходит в письменную речь, в дисграфию. Она, конечно, не показатель сниженного интеллекта, например, Эйнштейн тоже был дисграфиком, но лучше вовремя обратиться к специалисту, понять причину нарушения. Кстати, дисграфия может передаваться по наследству, – объясняет Ольга Дмитриевна.
Часто задержка речевого развития сочетается с задержкой психоречевого развития. Тогда логопед направляет ребёнка к невропатологу, чтобы выявить причину задержки. Бывают функциональные, наследственные причины, возникшие во время беременности женщины, родов, вирусных заболеваний и лечения мамы определёнными препаратами в большом количестве, которые потом сказываются и на ребёнке.
На речь нужно обратить внимание с года или даже раньше, когда бывают органические поражения, нарушения, например, в челюстно-лицевой области. Это может быть открытое нёбо, «волчья пасть» или «заячья губа», укороченная уздечка. Сейчас всё больше обращаются к логопеду дети с нарушенным слухом.
– Бывает, у ребёнка нормальное гуление, лепет, но потом слов, как таковых,он не произносит, есть только звукоподражание, оглушение звуков. Например, слышим не «ба-ба», а «па-па», не «дед», а «тет». Тогда рекомендуем родителям обратиться к отоларингологу, к сурдологу. Оказывается, что какие-то звуковые частоты ребёнок не слышит, поэтому у него не формируется речь. В этом случае требуется комбинированная работа – сурдопедагога, логопеда, сурдолога, лорврача, – рассказывает Ольга Дмитриевна.
Речевые «вредности»
Если определить большинство обращений с речевыми нарушениями детей в процентном отношении, более 50 процентов – с дизартрией, говоря простым языком, ребёнок не может в полном объёме совершать движения речевого аппарата, 20 процентов – с дислалией, дефектами звукопроизношения. А ведь ещё несколько лет назад было совсем наоборот. И это говорит об «утяжелении» проблем с речью.
– Когда я только начинала работать логопедом, в подготовительной группе из 25–27 человек у двоих, максимум пятерых, наблюдалось нарушение функционального звукопроизношения таких звуков, как «р», «ш», «ж», «ч», «щ». Здесь иногда достаточно показать ребёнку, что называется, на пальцах, где этот звук «живёт» и закрепить его с помощью специальных упражнений. Сейчас в такой же группе детей без нарушения речи – 5–7 человек. С чем это связано? Появляется много «вредностей». Я говорю о питании, лечении. Ещё одна «вредность» – гаджеты, где ребёнок большую часть времени играет в игру, слушает сказки, смотрит мультфильмы и …молчит. Он не только должен слышать речь, но и сам проговаривать, – отмечает логопед.
Сейчас появилось немало школ, курсов скорочтения – дело хорошее. Но, как говорит логопед, принять ребёнка на такие занятия можно только при наличии у него хорошего фонематического слуха, умения услышать, различить, правильно произнести звук. Только тогда мы можем читать.
– Когда ребёнок неправильно произносит несколько звуков, он психологически не готов читать быстро. Это то же самое, что построить дом без фундамента, где фундамент – это звук. Нам не надо быстро, нам надо правильно, – рекомендует Ольга Студеникина. – Я учу наших мам, как заниматься с ребёнком дома. Часто слышим от родителей: «Были мы у логопеда – ничего не получилось». Надо выработать у ребёнка рефлекс, а его отработка требует времени, кропотливого труда, чтобы заставить весь речевой аппарат работать согласованно.