В редакции нашей газеты в ходе прямой линии обсудили тему безопасности дорожного движения в курортный сезон, основные причины ДТП, статистику дорожных происшествий. На вопросы-звонки жителей округа ответил начальник ОГИБДД ОМВД России по Соль-Илецкому городскому округу, майор полиции Александр Олейник.
– Многие автомобили имеют очень широкие выхлопные глушители, причём очень шумные. Существуют ли какие-либо нормативы установки выхлопных, контролируют ли это сотрудники ГИБДД?
– Да, автомобили с видоизменёнными выхлопными глушителями есть. Некоторые из них устанавливаются кустарным способом, без разрешения на внесение изменений в конструкцию. Если уровень шума таких конструкций превышает установленные нормативы, автовладелец несёт административную ответственность по статье 8.23 КоАП РФ «Эксплуатация транспортных средств с превышением уровня шума», а также 12.5 часть 1 «Техническая неисправность. Внесение изменения в конструкцию автомобиля». Чтобы внести изменения в конструкцию транспортного средства, необходимо это делать на законных основаниях, оформив соответствующие документы. Это касается любого изменения в конструкцию автомобиля, будь-то установка дополнительных фар, фаркопа, газобаллонного оборудования и прочих. Сотрудники Госавтоинспекции с помощью шумометра устанавливают соответствие выхлопной системы нормам шума. В отношении нарушителей составляются административные материалы по внесению изменений в конструкцию транспортного средства, с начала года их составлено более 50.
– Александр Александрович, как сотрудники Госавтоинспекции выявляют подобные нарушения? – наш дополнительный вопрос.
– Сотрудник Госавтоинспекции имеет право остановить транспортное средство для проверки документов, в том числе и его пассажиров. В ходе проверки выявляются нарушения технического состояния автомобиля. Техническое состояние транспорта для детских пассажирских перевозок проверяем перед каждым новым учебным годом.
– В нашем городе есть опасные участки дороги, где часто случаются аварии. Например, в районе перекрёстка Советской – Победы. Почему это случается там, и что делают сотрудники ГИБДД, чтобы контролировать и обезопасить эти аварийные участки?
– Ежесуточно сотрудники Госавтоинспекции работают по служебному заданию на основе анализа аварийности за последние пять лет – где происходили аварии, когда, в какие дни недели, какой вид ДТП, почему. Если говорить об этом перекрёстке: что мешает водителю проехать его без происшествия – дорога широкая, асфальтобетонное покрытие, дорожные знаки присутствуют, светофорный объект работает. В ходе совещания сотрудников Госавтоинспекции и представителей нашего муниципалитета, собственников улично-дорожной сети, предложено внести в проект дорожного движения искусственную неровность, поскольку основные причины ДТП на этом перекрёстке – невнимательность водителей, нарушение скоростного режима.
– Эвакуатор на Оренбургской работает сейчас активно, и это правильно: нарушать правила стоянки и остановки транспорта нельзя. Но почему, например, на Пушкина, Крюковской, Гатчинской, Комсомольской редко встретишь патруль ДПС, который регулировал бы также транспортную загруженность. Мне, как пешеходу, порой приходится обходить плотный автомобильный ряд, который почему-то паркуется прямо на тротуаре.
– Сотрудники Госавтоинспекции ежедневно привлекают к административной ответственности водителей, нарушивших правила стоянки и остановки автотранспорта. В сутки в течение всего курортного сезона нами эвакуируются в среднем 8-10 автомобилей. Но все нарушения охватить невозможно, так как к нам каждый день приезжают отдыхающие, мест для парковки для них недостаточно, не всегда есть возможность поставить машины во дворе. Наши сотрудники задействованы не только на автопатрулях и стационарном посту, они работают и на дорожно-транспортных происшествиях, регулировке движения, мониторинге трассы. В летний период загруженность трассы, плотность автомобильного потока увеличивается в разы. Трасса – это наиболее аварийно-опасный участок, требующий повышенного внимания сотрудников ГИБДД. Порой на отработку одного дорожно-транспортного происшествия уходит до шести часов. Для оказания содействия нашим сотрудникам на курортный сезон привлекаются дополнительные силы – экипажи из Оренбурга и Орска. Они направлены в первую очередь на предотвращения заторовых ситуаций и автомобильных «пробок» на улицах города, таких, как Персиянова и Советская, а также мониторинг улицы Оренбургской.
– Александр Александрович, много ли людей садятся за руль в состоянии опьянения? – интересуемся мы.
– С начала года сотрудниками ГАИ всего составлено 5 845 административных материалов. Из них выявлено в состоянии алкогольного опьянения 107 человек, с начала месяца –14. Водителей, которые повторно сели за руль в состоянии алкогольного опьянения – 15, в связи с этим возбуждены уголовные дела по статье 264.3.1.УК РФ
– С какими ещё правонарушениями сталкиваются сотрудники ГИБДД?
– 513 правонарушений связаны с выездом на полосу встречного движения. Кстати сказать, это является одной из большинства причин ДТП. Кроме того, без права управления транспортным средством выявлено178 человек. Это те, кто садятся за руль автомобиля, мотоцикла, не зная правил дорожного движения, без навыков вождения, подвергая опасности себя, пассажиров и других участников дорожного движения. Особое внимание уделяем несовершеннолетним нарушителям. Мы выходим с инициативой профилактической работы с ними вместе с участковыми уполномоченными, проводим беседы с детьми, родителями.
– В Соль-Илецк приезжаю на работу. Ммне важно ехать по более-менее качественным дорогам. Но по улице Московской, на участке между ДЮСШ и стадионом, видно, проводили коммунальные работы. Последствия их замаскировали, но образовалась яма, которая, на мой взгляд, может «спровоцировать» аварийную ситуацию. Контролируют ли в Госавтоинспекции состояние дорог после таких работ?
– В системе Госавтоинспекции работает сотрудник дорожного надзора, который проводит мониторинг дорожной обстановки и нормативность улично-дорожной сети. Многие думают о том, что сотрудники ГАИ обязаны заниматься ремонтом дорог. Это мнение ошибочно, существует хозяйствующий субъект, то есть администрация округа, Управление городского хозяйства, которые должны следить за качеством дорожно-ремонтной сети, разметкой, устанавливать дорожные знаки, светофорные объекты. Мы можем выйти с инициативой к собственнику. В этом году сотрудником дорожного надзора составлено 95 рапортов о выявленных недостатках, по результатам которых муниципалитету были выданы предостережения, составлены административные материалы. Сотрудником дорожного надзора по участку на Московской уже направлено информационное письмо в жилищно-коммунальное хозяйство – привести дорогу в нормативное состояние. В результате ремонтных работ на этом участке дороги повреждено асфальтобетонное покрытие, во время дождя здесь происходит просадка почвы. Если не будет принято каких-либо решений по восстановлению проезжей части, мы выйдем с инициативой в областную прокуратуру.
– На некоторых наших улицах, которые попали под масштабную реконструкцию несколько лет назад, – Комсомольская, Советская, Гатчинская – появилось множество «зебр» и соответствующих знаков. Понятно, что строители действовали в соответствии с проектом, но нужны ли эти знаки в таком количестве, соответствует ли это нормам и требованиям БДД?
– Данные пешеходные переходы установлены в соответствие с требованиями проекта организации дорожного движения. Ни в одном правовом акте не запрещена установка пешеходных переходов на пересечении проезжих частей. Установка такого количества пешеходных переходов и знаков 5.19.1 и 5.19.2 сразу бросается водителям в глаза, они начинают двигаться более внимательно, быть бдительными, не разгоняться, что способствует снижению тяжести последствий при ДТП.
– Светофор на перекрёстке Оренбургская – Персиянова часто отключается. Участок оживлён. Регулировка здесь просто необходима. Обращаются ли к вам с такой жалобой, какие меры принимаются в Госавтоинспекции, чтобы решать вопросы с исправностью светофоров?
– По этому светофору обращений к нам не было. Напомню, что сотрудники ГИБДД ремонтом, настройкой светофоров не занимаются. Но если возникает в подобном случае заторовая ситуация, сотрудники ДПС выезжают на место и регулируют движение в ручном режиме, оповестив о поломке светофора администрацию округа, чтобы возобновить его работу и движение. Мы должны помнить, если есть светофорный объект: красный свет – стоим, зелёный – едем. Если нет светофора, то движемся по дорожным знакам. Нет дорожных знаков – движемся по правилам дорожного движения, приоритетам – наличию асфальтобетонного покрытия, например, помехам справа и так далее. Не нужно двигаться так, как мы привыкли, как предпочитаем, есть правила дорожного движения, которым нужно следовать, чтобы избежать ДТП. Не забывайте, что автомобиль – это средство повышенной опасности, поэтому полезно иногда повторять правила дорожного движения.
– Сейчас много на дорогах питбайков, мотоциклов, мопедов и других современных средств передвижения, за рулём которых подростки. Насколько эта тема сейчас актуальна?
– Питбайки, например, – это не мотоциклы, а спортинвентарь и на нём не имеют право люди ездить на дорогах общего пользования – ни взрослые, ни дети. Родители почему-то позволяют детям на них кататься в надежде, что те останутся живы и здоровы. Нужно понимать, что это очень опасно. Если нарушитель задержан, транспорт его отправляется на специализированную штрафстоянку. С нарушителем, его родителями проводится профилактическая беседа, дальше – административный штраф. Пытаемся донести то, что может произойти непоправимое, когда за руль садится несовершеннолетний, без права управления и навыков вождения. За этот месяц было составлено18 административных материалов в отношении мотоциклистов в возрасте от 14 до 18 лет.
– Александр Александрович, что самое важно нужно помнить госавтоинспектору, отправляясь на служебное дежурство?
– Проявлять терпимость в любой ситуации – вежливо, корректно обращаться с гражданами, подходить к каждому индивидуально. В курортный сезон одни гости-водители спешат попасть на наши уникальные озёра, другие спешат домой, к близким. Это «быстрее» зачастую является причиной ДТП. Но спешить не нужно, нужно ехать не быстро, а правильно, качественно.