Сегодня соль-илецкие железнодорожники отмечают профессиональный праздник

Красивая, словно у лётчика форма, почти военная выправка, мужественная осанка и грамотная речь…Таким предстал перед нами маневровый диспетчер  Али Аширов. Вот уже более 16 лет он  руководит маневрами на станции Илецк 1, обеспечивает слаженную работу всех её подразделений, а общий его трудовой стаж в этой сфере «перешагнул» четверть века.

Али родился в Туркменистане, в городе Мары, что находится на юге страны. Но уже в годовалом возрасте с родителями переехал в село Саратовка Соль-Илецкого района,  на родину мамы. Здесь и прошли его детство и юность.

После  школы юноша получил водительские права от ДОСААФ, готовился к армии. Однако призвать на службу его не успели. Али обзавёлся семьёй. Было ему тогда всего 19 лет.

Мама Олеси, так зовут супругу Али, Любовь Гавриловна Антипова предложила зятю, за что он ей теперь очень благодарен, пойти работать на железную дорогу, где она сама трудилась дежурной по станции. Али согласился. Так в 1995 году и началась его трудовая биография  на станции Илецк 1.

– Тогда я не представлял, какой это тяжёлый труд, – вспоминает сейчас Али Набиевич,

А начинал он с регулировщика скорости движения вагонов или башмачника, профессии действительно тяжёлой, требующей особой физической силы, выносливости. Задача его  заключалась в том, чтобы снизить скорость вагонов до безопасной при движении их по путям сортировочного парка. Делается это при помощи подкладывания тормозных башмаков под колёса приближающегося отцепа.

– Сначала я месяц изучал теорию, а когда вышел в поле на практику, не скрою, испытал шок, – делится своими первыми впечатлениями о профессии Али.

Смена длится 12 часов, в ведении башмачника  находится несколько путей. Он должен перемещаться между ними, при этом проявляя максимальную бдительность и осторожность, чтобы не оказаться под колесами движущегося, хоть и на малой скорости, но достаточно тяжёлого вагона.

Но со временем, при поддержке наставников, Али освоил это дело, сейчас он уже и не помнит, сколько башмаков, вес каждого около 7 килограммов,  за смену приходилось ему  перенести на довольно приличные расстояния. Бывало и 150, и 200.

Через три года Али Набиевич уже составитель поездов. Это тоже одна из профессий, где не допускаются к работе женщины. Выполняют её железные люди.  Ездить на подножках вагонов в любую погоду, при этом руководить маневровой работой – выполнить далеко не каждому.     Составителем  Али отработал ещё восемь  лет, а потом руководство предложило ему стать маневровым диспетчером.

 Решился на новую должность не сразу, ведь если раньше отвечал только за свою работу, то теперь должен был руководить сменой, а в ней 30-40 человек, каждый участок требует повышенной ответственности. Обсудив предложение с семьёй, решил попробовать. Без отрыва от производства Али Набиевич закончил Актюбинский железнодорожный колледж.

 – В нашей работе диспетчер играет очень важную роль. Своими действиями он задаёт  настроение смене. Мы рассчитываем на него, а он – на нас, никто друг друга не подводит,  – говорят его подчинённые, с которыми у Али Набиевича доверительные отношения.

Ценит его и администрация предприятия, ведь когда смена в руках такого маневрового диспетчера, ответственного, серьёзного и уважаемого, за безопасность движения поездов по станции Илецк I можно не волноваться.

Сейчас на железной дороге работает почти вся семья Ашировых. Супруга – оператор обработки перевозочных материалов, в этой же должности с недавних пор трудится и дочь Анастасия. Сын Юрий тоже попробовал свои силы на железной дороге, но решил сменить профессию. Таких образом, в целом у Ашировых 40 лет трудового стажа на железной дороге.  И  уже подрастают внук и внучка – Данис и Маргарита. Кто знает, может быть, они тоже продолжат династию.