Сегодня соль-илецкие железнодорожники отмечают профессиональный праздник

На карте России почти нет тех мест, куда было бы невозможно добраться на поезде или доставить груз. Но одно дело быть пассажиром, а совсем другое – работать в этой структуре. Обслуживать такую сложную и разветвлённую систему сложно, но филиалу ТОО  «КТЖ – Грузовые перевозки» – «Илецк» это успешно удаётся. В преддверии Дня железнодорожника мы побеседовали с директором предприятия Даудом Ниязбаевым о задачах, которые сегодня стоят перед коллективом.

– Этот год выдался для илецких железнодорожников  особенным, компания «Казахстан Темир Жолы», в структуру которой вы входите, отмечает юбилейную дату – 120 лет с момента образования. Железные дороги и для Казахстана, и для России имеют огромное значение. Их развитие создаёт условия для укрепления и роста экономики  государств. Когда-то в единой стране это движение было в одном направлении, а как сейчас?

 – Сегодня оно взаимовыгодное. Если обратиться к истории, то она свидетельствует, первой крупнейшей стройкой на территории тогда единой страны было сооружение Туркестано-Сибирской магистрали. За четыре года практически вручную было уложено более 1,4 тысячи километров железной дороги, кратчайшим путём соединившей Сибирь с районами Южного Казахстана, Центральной Азии. Для первой трети XX века этот проект стал одним из знаковых. Вдоль новых линий возводили города и населённые пункты, зарождалась промышленность.

Наращивание железнодорожной инфраструктуры ударными темпами продолжилось и в тяжёлые годы войны. Тогда наши железные дороги внесли существенный вклад в победу, обеспечив перевозки грузов, сырья и топлива, а также передислокации заводов и фабрик, эвакуированного населения. Без стальных магистралей не случился бы индустриальный бум и поднятие целины в середине прошлого столетия.

История нашего филиала берёт своё начало с 1 900 года, когда  правительством России было принято решение о строительстве железной дороги от Оренбурга до Ташкента. Оренбургско-Ташкентская дорога давала прямой выход в Среднюю Азию. Текстильная промышленность России нуждалась в хлопке, в рынке сбыта. В то же время магистраль носила и стратегический характер.

Линия длиною в 1762 версты (1 верста – 2 километра 130 метров) тянулась от Оренбурга на Илецк, Актюбинск, Казалинск, Чимкент, Ташкент. Таким образом, как промежуточная на Оренбургской дороге станция Илецк-1 стала существовать с 1 904 года. Узловой она становится в 1 937 году. А с 1 958  года, когда начала действовать Казахстанская железная дорога, станция Илецк-1 вошла в её состав и стала «воротами» в Азию. С 31 января 1 997 года все железные дороги Казахстана были объединены в составе Республиканского государственного предприятия «Казахстан темiр жолы». Развёрнутая длина обслуживаемого участка – 164,4 километра с направлениями: Казахстан-Илецк, Илецк-Оренбург и Илецк-Яйсан

– Какие изменения происходят в отрасли  в условиях нарастания геополитических конфликтов, меняются ли направления перевозимых грузов?

– Да, этот процесс происходит, маршруты перенаправляются на страны Средней Азии, Китай, Узбекистан, Иран, Пакистан и даже Афганистан, растут объёмы транзитных контейнерных перевозок. АО «НК «Казахстан темир жолы»  планирует в ближайшие три года построить на территории республики более 1,3 тысячи километра железных дорог. Речь идёт о реализации сразу четырёх инвестиционных проектов, направленных на увеличение грузооборота по сети железных дорог Казахстана. В связи с этим компания активно инвестирует средства и в модернизацию нашей станции. Работа направлена на увеличение её  пропускной способности. В частности, на станции Илецк будут удлинены 3 и 4 пути, что позволит принимать и отправлять длинносоставные поезда. Будет также построена пристройка к существующему зданию станционно-технологического центра обработки поездной информации. Это обеспечит не только улучшение условий труда наших сотрудников, но и даст возможность организовать круглый стол по обработке документов.

С  российской стороны будет проведена модернизация пропускного пункта. Эту работу курирует вице-губернатор Оренбургской области по экономике и инвестициям Игнат Петухов. Мы нацелены на существенный рост объёмов перевозок, в том числе контейнерных.

– Коллективу такой выросший в объёмах перевозочный процесс обслужить будет по силам?

– Несомненно. И штат в дальнейшем будет расширяться. Одно из стратегических направлений деятельности КТЖ – это обновление парков локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов, новая техника уже поступает, улучшение санитарно-бытовых условий по филиалу ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки»-«Илецк».

В филиале за последние годы наблюдаются значительные улучшения в области охраны труда, безопасности и в социальной сфере, санитарно-бытовых условиях. На станции отремонтировано помещение станционного технологического центра обработки поездной информации (техконтора). Этот центр один из важнейших производственных участков станции, обеспечивающий своевременный пропуск вагонопотоков. Здесь созданы комфортные условия для ускоренного оформления перевозочных документов при перевозке грузов в вагонах и контейнерах. Также отремонтированы помещения для максимального комфорта приёмщиков поездов, составителей и регулировщиков скорости движения вагонов.

Люди своевременно обеспечиваются спецодеждой и обувью, причем сшитых из добротных дышаших материалов, средствами индивидуальной защиты.  В каждом помещении установлены сплит-системы, ежегодно проводятся мероприятия по улучшению условий труда, подход к такой работе комплексный, включающий анализ условий труда с целью их оптимизации, создание более комфортных рабочих мест и даже привлечение специалистов для проведения регулярных медицинских осмотров и контроля за состоянием здоровья работников. Коллектив – это же вторая семья. Поэтому на работе людям должно быть комфортно, удобно, уютно.

Наши сотрудники получают достойную заработную плату, премии. И это тоже немаловажно. За добросовестный труд многие наши работники отмечены к профессиональному празднику высокими наградами.

– Железнодорожники не только вносят весомый вклад в укрепление экономики наших стран, но и активно участвуют в жизни округа.

 – Конечно, ведь все мы соль-илечане. Поэтому нам не безразлично, что происходит на территории, где живём и работаем. Наш коллектив постоянно участвует во всех общественных, спортивных, культурных, мероприятиях по благоустройству и уборке города. Мы являемся шефами Детского дома, часто встречаемся с ребятами из школ, устраиваем для них экскурсии, рассказываем о профессии. Есть примеры, когда потом ребята выбирают её путёвкой в жизнь. Конечно, в основном, это дети железнодорожников, преемственность, династии – всегда нами только приветствуются.

 – Что Вы пожелаете в заключение железнодорожникам?

Наша профессия  всегда была и остаётся одной из самых почётных. Она олицетворяет собой надёжность, строгую дисциплину, уверенность, стремление к развитию. На железной дороге сохраняются и бережно передаются из поколения в поколение славные традиции – это  высочайшая ответственность и преданность своему делу. Своим ежедневным трудом  железнодорожники обеспечивают качественные и безопасные перевозки грузов и пассажиров. Поэтому адресую самые тёплые поздравления коллективу и слова благодарности ветеранам, которые передают молодёжи свои знания и опыт. Уверен, мы в очередной раз успешно реализуем поставленные перед нами  задачи.Желаю всем крепкого здоровья, благополучия, профессиональных  успехов и личного счастья!

Фото Людмилы ЗАПАШНОЙ