В Соль-Илецке сыграли свадьбу по старинным обычаям

Ясным, солнечным днём в Тамар-Уткульской степи состоялся традиционный, казахский национальный обряд «беташар» (в переводе значит «открыть лицо»). Необычная идея провести старинный обряд принадлежит главным виновникам этого торжества – жениху и невесте Серику и Элизабет.

Молодые люди выбрали уютное место в пяти километрах от поселения, там, где колышется ковыль, а через дорогу растут подсолнухи. Не доезжая до назначенного места, на фоне чистого голубого неба в глаза бросаются белые купола казахских юрт. Войдя во двор, мы невольно оказываемся в эпохе далёких предков – степных кочевников, перегонявших стада овец в поиске пастбища. Фантазии словно оживают – в углу двора в загоне блеют бараны, напоминая о том, что ни одно мероприятие у казахов не обходится без этих животных.

Четыре юрты радушно распахивают двери навстречу гостям: первая –старшему поколению; вторая – молодёжи и детям; в третьей расположился театр танца «Салтанат»; четвёртая демонстрирует этническую культуру и самобытность нации – предметы старины, представляющие историческую и культурную ценность коренных казахов.

Серик с Элизабет поработали не только над дизайном двора, максимум усилий вложили для комфорта гостей. В юртах установили кондиционеры, во дворе навесы, скамьи из тюков свежескошенной травы, накрытые мягким плёдом. Хозяева позаботились и о маленьких гостях. Для них соорудили качели по старинке из брёвен. Одну юрту Серик собрал и смонтировал сам, получилось отлично.

На полевой кухне суетились повара, из котла доносился аппетитный запах баранины. Собравшиеся гости в нетерпении ожидали невесту, которая как и полагается, задерживалась, интригуя всех. По обычаю первыми встретили самых дорогих и почётных гостей – сватий. Под торжественную музыку на красную дорожку ступили родители невесты – Олег и Наталья Миллер, а в качестве главного свата – дедушка Альфред Гофман. Со всех сторон их обсыпали конфетами, чтобы жилось с новыми родственниками в сладости и радости.

«Дайте дорогу, на лошади с телегой невесту везут!» – воскликнул ведущий праздника. Гости, привыкшие видеть невест на автомобилях, украшенных шарами и лентами, были слегка шокированы лошадью с телегой. Но за плетнём и в самом деле показалась лошадь, а на телеге сидела невеста, лицо её было прикрыто платком. По обе стороны сидели две старшие снохи, представлявшие род и племя жениха. Уздой управлял родственник того же племени. Перед восторженными гостями вновь предстала картина из прошлых столетий.

Вот и настал тот волнительный, исторический момент для главной героини торжества. Ведущий привязал к концу платка, прикрывавшего лицо невесты, главный атрибут обряда – символический кнут. Держать его доверили одиннадцатилетнему Санжару – родному племяннику жениха. Под локоть невесту держали две снохи, сопровождавшие её на пути к гостям.

Взяв в руки казахский народный инструмент домбру, тамада начал обряд.

Согласно иерархии, первый поклон невеста адресует далёким усопшим предкам. В огромный чугун опустилась первая купюра. Затем последовали поклоны всем родственникам жениха, включая малолетних детей. За каждый поклон невесты в чугун падали деньги. Девушка откланялась всем соседям, друзьям односельчанам, присутствующим гостям. Церемония длилась около часа, наконец, тамада отвязал кнут от платка. Свекровь открыла лицо новоиспечённой снохе и повязала на её голову платок. Получив благословение родителей, жених, взяв избранницу за руку, повёл её здороваться с гостями. Действо сопровождалось выступлением театра танца «Салтанат».

Грациозные девушки в белоснежных национальных костюмах и головных уборах напоминали белых гордых лебедей. В исполнении руководителя коллектива Гульшат Бестимеевой звучала трогательная песня. Нежный голос лился проникновенно, слова с глубоким смыслом затрагивали самые тонкие струны души. Гульшат пела о том, как нелегко невесте, переступив порог дома любимого, влиться в его семью и стать своей. Она пела о женской мудрости, материнской любви, семейных и духовных ценностях.

Молодые, красивые, влюблённые и счастливые, они каждому протягивали руки, получая в ответ тёплые, искренние пожелания: «бахыты болындар» – будьте счастливы!

В истории нашего округа обряд «Беташар» впервые состоялся в степи. Смелые, дерзкие в творческом плане Серик и Элизабет сумели воплотить идею в реальность. Сами выступили режиссёрами, авторами сценария и исполнителями главных ролей, они погрузили гостей в эпоху того времени, преподали урок истории казахского народа: наглядно, ярко, самобытно.

«И всё-таки, как же невеста согласилась сесть в телегу?» – задавались вопросом многие гости.

– Так это моя задумка, – улыбалась Элизабет – Мы изначально запланировали провести обряд в степи, в духе того времени, когда не было автомобилей, а невест привозили на лошади.

Дружба Серика с Элизабет начались ещё в школе. Позже детская влюблённость переросла в настоящие чувства, проверенные временем. Окончив Российскую академию наук в Москве, Аманьчеев заочно продолжил учёбу в магистратуре. Элизабет успешно защитила диплом филолога в ОГПУ. Сейчас Серик является главным редактором детской газеты «ДОГ» в Оренбурге. Элизабет сотрудница того же издания. В рамках федерального проекта «Движение первых» они ведут активную работу по воспитанию молодёжи, ездят по разным уголкам страны, знакомят ребят с культурой, обычаями и традициями разных национальностей, помогают талантливой молодёжи, участвуют в разных конкурсах, фестивалях, форумах. Теперь у Серика с Элизабет сложился семейный творческий тандем.

Олег Анатольевич и Наталья Альфредовна живут и работают в Соль-Илецке, вырастили и воспитали двух дочерей. «Мы украли у вас Серика, теперь он наш», – улыбается Олег Анатольевич. Серика они полюбили как родного сына и, конечно, рады за выбор дочери.

Айткалей Утарович и Елена Камзаевна Аманьчеевы обрели ещё одну дочь.
Благодаря Серику и Элизабет породнились две нации, две культуры, два вероисповедания, не зря говорят: «браки заключаются на небесах».
Степной Оренбургский край приветствовал в тот августовский день новую семью. Земля далёких предков благословила потомков.

Настоящий сайт использует средства сбора метрических данных, а также персональных данных, в том числе с использованием внешних форм. Продолжая использование сайта, вы выражаете согласие на обработку ваших персональных данных, включая сбор и анализ метрических данных.