Учащиеся пишут сочинения на протяжении всего обучения, но, как показывает практика, этот вид работы часто вызывает у них сложности, а порой и негативное отношение.
Негатив, по словам Гаделии Агаповой, связан даже не столько в нежелании выражать свои мысли и чувства, сколько в отсутствии самых элементарных практических приёмов выполнения этой работы.

Школьники затрудняются формулировать свои мысли и подбирать средства для их выражения, имеют небольшой речевой опыт в создании связного высказывания. Сегодня сочинение входит в обязательный перечень заданий на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, но пишется оно выпускниками по шаблону, и его трудно отнести к созидательному продукту речевой деятельности. В связи с
этим на первый план выходит задача научить современных школьников писать творческое сочинение в классическом понимании, и следует это делать в начальной школе, где закладывается фундамент основных умений и навыков учащихся.
Проблема научить школьников писать сочинения не нова. Несмотря на эффективные пути обучения, предложенные учёными-методистами и подтверждённые на практике, данный вид работы вызывает у современных учеников затруднения. Эта проблема тревожит и родителей. При написании сочинения в качестве домашнего задания проблема, порой, приобретает
масштаб «общесемейного мозгового штурма».
Эти затруднения объясняются рядом причин. Во-первых, у большинства современных детей, причём не только начальной школы, но и среднего и старшего звена, утрачен статус книги как источника знаний, круг
их чтения ограничен программными произведениями. Во-вторых, у школьников наблюдается резкое обеднение словарного запаса, снижение способности самостоятельно размышлять, рассуждать. Зависимость от гаджетов и компьютера с разнообразными играми и огромным потоком информации привела к отсутствию поиска решений с опорой на свои
возможности. Легче за несколько секунд найти ответ на вопрос в Интернете,
фиксируя сиюминутный событийный момент.
Чтобы научиться писать сочинение, детям необходимо обогащать речь образными средствами. Основной источник – это высокохудожественные произведения, которые необходимо читать вдумчиво, представляя образы, картины природы, действия героев, нарисованные автором. Очень продуктивными являются пересказ произведений, обсуждение проблем,
поднятых в тексте. При этом необходимо научить ребёнка выражать своё отношение к прочитанному тексту с помощью вопросов: «Что нового ты узнал?», «Что автор хотел передать читателю в своём произведении?
Почему?», «Какие слова автор использует для описания героя, природы?», «Какие выводы ты сделал?», «Составь план и расскажи устно про один из эпизодов прочитанного произведения», «Напиши свой текст -пересказ, соблюдая структуру и правила орфографии и пунктуации».
Богатый источник для сочинения – наблюдения во время экскурсий, прогулок, посещения музеев и другие формы культурного семейного досуга. Необходимо обсуждать наблюдаемые объекты, высказывать своё мнение (нравится или нет, почему, каково назначение того или иного объекта).
Умение писать сочинение тесно связано с развитием интеллектуально-
творческого потенциала школьников. Занимательные и увлекательные лингвистические задачи заставляют учеников творчески подходить к их решению, дают им ощущение радости от самостоятельных открытий.
Мы провели небольшой опрос среди родителей, легко ли их детям написать сочинение, с какими трудностями сталкиваются школьники при его написании. Большинство опрашиваемых сразу же вспомнили собственный опыт работы над сочинениями. Многим это давалось нелегко, как и теперь их собственным детям.
– Наверное, всё зависит от того, насколько дети умеют правильно и красиво говорить, а говорить они не умеют, всё больше в телефоны смотрят. Общаются, порой, на каком-то непонятном птичьем языке. В этом, безусловно, есть и наша вина, наша повседневная суета и занятость, где почти нет места диалогу с детьми. Они практически не читают книг, в лучшем случае их сокращённый вариант или электронный. А где можно почерпнуть словарный запас? Именно в художественном произведении. Писать домашнее сочинения помогаем, но у детей нет навыка правильного написания творческого текста, ведь существуют определённые схемы написания сочинения, которые изучаются ещё в младших классах. Сочинение ребёнка краткое, по существу, ничего лишнего, как в телефонном сообщении, – говорят родители.
