Педагог Соль-Илецкой детской школы искусств о музыке, воспитанниках и работе в Китае

Детская школа искусств в 2022 году отмечает 60-летие. В последние годы в преподавательский состав школы влились молодые и талантливые педагоги. Один из них – Алексей Сапожков.

Алексей Сергеевич пять лет работает преподавателем игры на баяне и аккордеоне. Народное отделение Детской школы искусств выбрал неспроста – здесь он и сам учился когда-то.

– Моим педагогом была Татьяна Николаевна Яцкина, – вспоминает Алексей Сапожков. – Сейчас она также преподаёт в ДШИ. В первые месяцы работы в школе искусств мне было немного неловко от того, что те, у кого когда-то учился, теперь стали моими коллегами.

Со временем всё наладилось, с ролью педагога не просто свыкся, а даже появилась уверенность в том, что преподавать маленьким соль-илечанам игру на народных инструментах – это именно то, чем хочется заниматься. Наш герой признаётся – изначально не планировал работать здесь долго, хотел просто занять себя чем-то на год-два. Но за полгода работы с детьми понял, что быть преподавателем ему очень по душе.

У Алексея Сапожкова сейчас пять учеников – четыре мальчика и одна девочка. Работать с детьми ему не сложно, несмотря на то, что каждый из них со своим характером, к каждому нужно найти индивидуальный подход. Самым лучшим поощрением за свою работу преподаватель считает достижения учеников – в музыке или в чём-то другом. А они, кстати, охотно делятся с ним своими ежедневными успехами.

По совместительству Алексей Сергеевич руководит оркестром русских народных инструментов, основной костяк которого составляют ученики ДШИ. Подготовка номеров оркестра занимает много времени, не взирая на то, что каждый участник подобран, исходя из его возможностей, музыкальных навыков, уровня подготовленности. Сегодня в составе оркестра двадцать шесть человек.

– Чтобы достичь сыгранности, оркестру требуется много репетиций, особенно после летних каникулы, – отмечает Алексей Сапожков. – Это месяц-два работы. Усложняется тем, что состав часто меняется из-за того, что дети вырастают и выпускаются.

По мнению нашего собеседника, соль-илецкие дети – всесторонне развиты, заняты в разных направлениях дополнительного образования, часто сразу в нескольких. Но есть примеры, когда школу искусств они посещают только по желанию родителей, что не всегда хорошо.

– Тех, кто действительно хочет учиться здесь, видно сразу по горящим глазам, по тому, как они относятся к посещению уроков и выполнению заданий, – говорит он. – А тот, кто пришёл по указке взрослых, почти всегда прекращает обучение раньше срока, после того, как некоторое время попросту занимал в школе чьё-то место.

Этот вопрос спорный. Если учесть, что самого Алексея Сапожкова привёл когда-то в Детскую музыкальную школу его дядя – Александр Владимирович, видевший в племяннике задатки к музыкальному творчеству. На убеждение десятилетнего мальчишки, упорно отказывающегося заниматься музыкой в угоду спорту, у него ушло два года.

– А потом он просто привёз меня в музыкальную школу со словами: «Давай ты сейчас просто посмотришь на разные инструменты, и, если понравится…», – вспоминает сегодня преподаватель ДШИ.

Понравилось. Да так, что спустя четыре года обучения в школе, решил поступать в Оренбургский областной колледж культуры и искусств, когда после блестящего выступления на очередном конкурсе, директор колледжа Алексей Александрович Семёнов предложил парню (десятикласснику на тот момент) не терять ещё год в общеобразовательной школе, а сразу поступать. Родители Алексея не были против его решения поступать после десятого класса, они поддержали сына в его выборе. После окончания колледжа, сразу поступил в Оренбургский государственный институт искусств имени Л. и М. Ростроповичей.

А через полгода его призвали в армию. Срочную службу Алексей Сапожков проходил в Калининграде, в морской пехоте. О своих музыкальных навыках старался никому там не распространяться, чтобы не выделяться среди других. Правда, скрыть талант не получилось. Однажды ему с боевыми товарищами довелось принимать участие в параде Победы на Красной Площади. Во время репетиции взводный, проходивший рядом с морскими пехотинцами, исполнявшими строевую песню, услышал, как здорово поёт соль-илечанин и порекомендовал ему быть запевалой в парадном расчёте.

После службы в институте удалось восстановиться. И студенческие годы продолжились. В это же время Алексей с товарищами собрал музыкальную группу «72-е августа», где он играл на бас-гитаре и синтезаторе, периодически был на бэк-вокале у основной вокалистки. Подготовив программу из кавер-версий зарубежных и российских песен, решили отправиться на заработки – ни много ни мало – в Китай. Там жил их давний знакомый, работал учителем русского языка. Именно он подсказал, что в этой стране выступления музыкантов из России пользуются успехом.

В чужой стране было не так просто. Агент, с которым была договорённость о жилье и работе, вдруг перестал выходить на связь. Проблемой стал и языковой барьер. Но ребята не отчаялись. Сняли гостиницу, подтянули свой английский и два месяца выступали в разных заведениях. Когда закончился срок визы, вернулись на родную землю.

Вернувшись в Соль-Илецк музыкант не хотел останавливаться на достигнутом и сидеть, сложа руки. Решил устроиться на работу в Детскую школу искусств. Думал – временно, а к работе преподавателя прикипел, о чём сегодня ничуть не жалеет. В свободное время он всё так же играет, только уже в другой музыкальной группе. Готовит вместе с ней новый репертуар для выступлений в областном центре. Однако и соль-илецких ребятишек, желающих постигать музыкальное искусство, бросать не намерен.