Чем удивили детей и жюри соль-илецкие педагоги на конкурсе «Воспитатель года Оренбуржья – 2023»?

Восемь участниц муниципального этапа конкурса «Воспитатель года Оренбуржья – 2023» представили своё педагогическое мастерство на базе детского сада «Светлячок». Они прошли три испытания – «Моя педагогическая находка», «Мастер-класс», «Педагогическое мероприятие с детьми». Победителем конкурса стала педагог-логопед детского сада «Арбузёнок» Евгения Голушко.

Сто «почему», «зачем» и «как»

В этом году опытом работы поделились педагоги из дошкольных учреждений округа – Жанаргуль Жумурова («Буратино»), Евгения Голушко («Арбузёнок»), Евгения Сукина («Огонёк»), Лариса Свешникова («Тополёк»), Галина Кузина («Малыш»), Елена Савинкова («Светлячок»), Бибигуль Абельгазина (Григорьевский детский сад), Шолпан Курманова (МДОУ № 8, Мирный).

Пожалуй, самым ярким и волнительным испытанием для конкурсантов стали показательные занятия в средней и подготовительной группах. Педагогам нужно было в течение 20 минут найти контакт с группой детей, незнакомых им ранее, заинтересовать дошкольников своими новинками и наработками – тем, что используют педагоги в практике.

Несмотря на ранее утро, дошколята  непоседливы, любознательны, открыты в общении, удержать их внимание особенно непросто: нужно ответить на сто вопросов «почему», «зачем», «для чего». Ребята детского сада «Светлячок» стали свидетелями и участниками интересных экспериментов, дидактических и квест – игр, экологических и географических путешествий, фокусов, создания необычных поделок.

 Формы работы на занятиях были самые разнообразные, обо всех задумках рассказать в одном материале невозможно, обозначим некоторые их моменты.

 Жанаргуль Жумурова, например, вместе с ребятами средней группы отправилась в путешествие-сказку – в подводное царство. «Опустились» на самое его дно, изучили морских обитателей – морских ежа, конька, звезду, медуз, водорослей. Побывали в стране песка. Воспитатель превратилась в песочную королеву, и вместе с ребятами рисовала пальчиками по песку.

Шолпан Курманова из детского сада посёлка Мирный обозначила в своём занятии «Сделаем нашу планету чище!» проблему загрязнения окружающей среды. Ребята узнали о раздельном сборе мусорных отходов. В игре «Мусорознайка – правильноразделяйка» научились правильно распределять их по принципу стекло – бумага – пластик, отправляя  в цветные сине-зелёно-жёлтые контейнеры.

Вместе с воспитателем из Григорьевки Бибигуль Абельгазиной на ковре-самолёте «отправились» в сказочный лес вызволять исчезнувшие заколдованные книги. Костюмированная театрализация с мимикой, жестами, звуками, репликами помогла ребятам эмоционально раскрыться, вжиться в роль, импровизировать. Через сказку «Теремок» развивали речь, мышление. Приём театрализации – кукольной, ролевой, теней –  Бибигуль Балмухамбетовна активно использует в своей практике, им же она поделилась с коллегами на конкурсных этапах «Мастер-класс» и «Моя педагогическая находка».

Галина Гузина вместе с детьми «пошумела» организованно и с пользой. Они поиграли в сказки-шумелки. В волшебной корзине воспитатель припрятала для воспитанников «Светлячка» шумовые инструменты – кубики, расчёску, баночки, мешочек, колокольчик, бумагу. Каждый персонаж сказки «Теремок», которые выбрали ребята себе сами, играл на своём инструменте и в финале получился настоящий оркестр. Использовать в работе сказки – шумелки Галина Валиевна порекомендовала и своим коллегам.

Елена Савинкова на занятии с ребятами представила русские народные традиции, обычаи, быт, костюмы, ведение хозяйства. Вместе с воспитанниками подготовительной группы она изготовила куклу-мотанку, «вошла» в старинную русскую избу, познакомила с её особенностями, предметами обихода, утварью, кухней, вовлекла в хороводную игру, познакомила с фольклором – колыбельными песнями.

Жюри высоко оценило подготовку к конкурсу каждой его участницы, новизну и актуальность предлагаемого опыта и педагогических приёмов. В состав судейской команды вошли

Лучшим педагогом конкурса стала Евгения Голушко, на втором месте – Галина Кузина, на третьем – Елена Савинкова. Все участницы муниципального этапа конкурса профессионального мастерства отмечены дипломами. Организаторы мероприятия – управление образования администрации Соль-Илецкого городского округа.

В копилку воспитателя

Ценным моментом конкурса стали испытания «Мастер-класс» и «Моя педагогическая находка». Наверное, немало свежих идей педагоги дошкольных учреждений почерпнут на конкурсной площадке.

Лариса Свешникова применила на своём занятии рисование в технике эбру (рисование на воде), раскрашивая материки и создавая с дошколятами карту путешественника. В мастерской Ларисы Владимировны побывали и дети, и  коллеги. Именно техника эбру была педагогической находкой воспитателя. Рисовали кистью на воде, деревянной палочкой. Цветные капли, брызги и разводы краски создавали определённый узор, перемещённый на бумагу, которую помещали в ёмкость с раскрашенной водной картиной.

Евгения Сукина предложила свою педагогическую находку – мнемотехнику, которая помогает пополнить словарный запас дошкольников, развивать речь детей, которые большую часть времени проводят в гаджетах. Техника решает многие педагогические задачи – умение складывать слова в предложения, составлять текст, правильно произносить звуки, последовательно излагать свои мысли, развивать память, мышление, воображение. На каждое слово или словосочетание – картинка, таким образом, предложение или рассказ зарисовывается схематично. Ребёнок, используя по памяти графические изображения, воспроизводит любой текст целиком.

«Путешествие в страну метеостанций» – так называлось занятие победителя конкурса Евгении Голушко с применением методики криотерапии. Поскольку Евгения Александровна коррекционный педагог, все поставленные ею задачи перед воспитанниками несли коррекционный характер. Дети побывали настоящими метеорологами, занимались в криолаборатории, определяли свойства и состояния воды. Все упражнения на станциях, пальчиковые и артикуляционные гимнастики были направлены на правильное произношение звука «ш».

Своей криометодикой Евгения Голушко поделилась с коллегами. Особенность этой методики – игры с кусочками льда, которые развивают мелкую моторику, двигательные функции артикуляционного аппарата, креативные способности, улучшают работоспособность, самочувствие. Главный её секрет – переменное воздействие холода и тепла на нервные окончания кончиков пальцев, которое активизирует области мозга, отвечающие за речевые функции.

– Готовилась к конкурсу все зимние праздники, – делится победительница конкурса Евгения Голушко, – Участие в таких конкурсах важно, потому что здесь мы с коллегами делимся бесценным опытом.